XVIII век: рождение русского фарфора - 1744 год — основание Императорского фарфорового завода в Санкт‑Петербурге. Д. И. Виноградов разрабатывает рецепт отечественного фарфора. Первые изделия подражают европейскому стилю, затем формируется самобытный почерк.  Придворные заказы: сервизы, бюсты, декоративные группы.
XIX век: расцвет частных мануфактур - появление крупных производств: завод А. Г. Попова (1804), Товарищество М. С. Кузнецова (1889).  Расширение ассортимента: бытовые фигурки, жанровые сценки, анималистика. Сочетание классицизма, ампира и историзма. Массовое производство доступного фарфора при сохранении элитных линий.
Начало XX века: модерн и эксперименты - влияние стиля ар‑нуво: плавные линии, природные мотивы. Авторские работы художников‑керамистов.  Выпуск сувенирного фарфора к юбилейным датам.
Советский период: от авангарда к массовому производству - 1920–1930‑е: агитационный фарфор, эксперименты авангардных художников (С. Чехонин, К. Малевич). 1940–1950‑е: патриотические сюжеты, образы героев войны, парадные сервизы.1960–1980‑е: стандартизация, массовые серии фигурок (дети, животные, сказочные персонажи), развитие студийного фарфора.
   Императорский фарфоровый завод (с 1744, ныне АО «ИФЗ»): элитные придворные изделия, авторские серии, реплика классических моделей.
Дулёвский фарфоровый завод (с 1832): массовый бытовой фарфор, узнаваемый стиль росписи («агашки»), сувенирные фигурки.
Гжельский фарфоровый завод (традиции с XVIII века, современное производство с 1940‑х): народная керамика с синей росписью, скульптурные композиции на фольклорные сюжеты.
Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ, с 1918): авторский художественный фарфор, экспериментальные серии 1920–1930‑х,классические статуэтки советского периода.
Другие значимые производства: Вербилки (Фарфор Вербилок), Первомайский фарфоровый завод, Кузяевский фарфоровый завод.
   Придворные статуэтки — бюсты, аллегорические фигуры, парадные группы (XVIII–XIX века).
Жанровые сцены — фигурки крестьян, горожан, артистов (XIX век).
Анималистика — изображения животных, птиц, сказочных существ.
Агитационный фарфор — советские статуэтки с идеологическими сюжетами (1920–1930‑е).
Сувенирные серии — массовые фигурки детей, животных, сказочных героев (СССР, 1960–1980‑е).
Авторский художественный фарфор — уникальные работы советских художников‑керамистов.
Декоративные композиции — многофигурные группы, настольные скульптуры.
 Придворные статуэтки — бюсты, аллегорические фигуры, парадные группы (XVIII–XIX века).
Жанровые сцены — фигурки крестьян, горожан, артистов (XIX век).
Анималистика — изображения животных, птиц, сказочных существ.
Агитационный фарфор — советские статуэтки с идеологическими сюжетами (1920–1930‑е).
Сувенирные серии — массовые фигурки детей, животных, сказочных героев (СССР, 1960–1980‑е).
Авторский художественный фарфор — уникальные работы советских художников‑керамистов.
Декоративные композиции — многофигурные группы, настольные скульптуры.
   Клейма и марки: логотип завода (под глазурью или надглазурный), даты выпуска, шифры художников, экспортные обозначения (для советских изделий).
Материал и глазурь: тонкость и просвечиваемость (для высококачественного фарфора), ровный блеск глазури без пузырей и сколов, вес (оригинальный фарфор тяжелее подделки).
Техника исполнения: ручная роспись (неровности мазков, уникальность рисунка), рельефная детализация, отсутствие литьевых швов (в элитных изделиях).
Патина и износ: естественные потёртости на выступающих частях, следы бытования без грубых реставраций, сохранность позолоты и декоративных элементов.