Историческая справка
Фарфоровое искусство Востока и Азии — сокровищница многовековых традиций, где каждая статуэтка несёт в себе культурный код региона. Рассмотрим ключевые этапы развития.
Фарфоровое искусство Востока и Азии — сокровищница многовековых традиций, где каждая статуэтка несёт в себе культурный код региона. Рассмотрим ключевые этапы развития.
Древний Китай: истоки фарфорового искусства (VII–XIII века)
Период Мин и Цин (XIV–XIX века): расцвет китайского фарфора
Япония: от керамики к фарфору (XVII–XIX века)
Корея: традиции белого фарфора (XV–XIX века)
Юго‑Восточная Азия (XVIII–XIX века)
XX век: модернизация и сохранение традиций
Изобретение «настоящего» фарфора из каолина и полевого шпата, первые статуэтки с буддийской и придворной символикой, техника подглазурной росписи кобальтом (сине‑белый фарфор), экспорт изделий в страны Шелкового пути.
Стандартизация производства при императорских дворах, популярные сюжеты: драконы, фениксы, мифические существа, придворные сцены, развитие полихромной росписи (famille rose, famille verte), массовое производство для европейского рынка (ориентальный стиль).
Заимствование технологий из Китая и Кореи, появление центров в Арите и Кутани (стиль «имари»), лаконичные формы, сдержанная палитра, техника «нисикидэ», влияние на европейский фарфор (стиль шинуазри).
Минималистичный дизайн, акцент на текстуре глины, техника «пунчхон» (ангобная роспись), ритуальные и бытовые фигурки, скульптурные группы.
Распространение фарфоровых мастерских в Таиланде, Вьетнаме, Бирме; синтез китайских и местных традиций; религиозные статуэтки, изображения буддийских святых.
Восстановление производств после войн, авторские эксперименты с глазурями и формами, возрождение народных промыслов (Гжель, Дулёво в России как часть азиатско‑европейского диалога).